Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим об адаптационном периоде, который начнётся с первого дня посещения ребёнком детского сада. Казалось бы, только недавно Вы принесли из роддома Вашего любимого кроху, и уж совсем вчера, наблюдали его первые шаги, а вот уже он уже идёт в детский сад. Это самый первый большой стресс в его жизни и наша с Вами задача приложить все усилия, чтобы облегчить ребёнку привыкание к новым условиям. Мы для Вас собрали несколько советов, как лучше себя вести, чтобы максимально облегчить ребёнку столь сложный для него период.
1. Решите для себя, нужен ли Вам детский сад, и придерживайтесь этого решения.
2. Не отзывайтесь о саде негативно в присутствии ребёнка.
3. Обеспечьте ребёнку дома комфорт, уют и спокойствие.
5. Придерживайтесь правила - вышли в детский сад, значит пришли в группу.
6. Не стоит посещать группу вместе с ребёнком, у этой тактики больше минусов, чем плюсов.
7. Сделайте первый день посещения сада праздником.
8. Будите ребёнка пораньше, чтоб утро не превратилось в сплошное "быстрее", "ну что ты копаешься".
10. приходите в детский сад вовремя.
11. Не наказывайте ребёнка детским садом.
12. "Не грусти", "Не расстраивайся" - плохие утешители.
13. Старайтесь, чтобы ребёнка в детский сад приводил тот, с кем ему легче расстаться.
14. Если ребёнок плачет не с первого дня - это нормально.
И, первое, с чего нужно начать, это каждому родителю спросить себя «Точно ли я решил, что мой ребёнок идёт в детский сад?». На этот вопрос необходимо ответить «да», ну или просто не вести своего ребёнка в садик. Несколько раз я сталкивалась с ситуациями, когда мама сначала решила, что ребёнок должен пойти, потом посмотрела, что он плачет, и решила, что пока не стоит. Первое – мама зря подвергла своего ребёнка стрессу – ни к детскому саду он не привык, ни к детям, ни социализация не началась, а вот плохо ему было. Второе, ребёнок третьего, а тем более четвёртого года жизни, вполне может запомнить постулат «Сад, это там где мне плохо». Потому что до хороших сторон посещения детского сада он не добрался. Третье – вы учите детей тому, что если долго плакать, то можно добиться чего угодно. Многие психологи говорят, что оптимальный возраст для начала посещения детского дошкольного учреждения это 3,5-4 года, когда у ребёнка первостепенным видом деятельности становится игра, и ему необходимо общение со сверстниками. И тут же, те же психологи оговариваются, что у этого возраста есть свой минус – ребёнок, уже прошедший кризис трёх лет является вполне сформировавшейся личностью, в которой не заложено умение общаться со сверстниками. От себя ещё могу добавить, что дети старше 3,5 лет чаще всего приходят в группу, где свои устоявшиеся отношения, и этим детям (у них, напомню, не сформированы навыки общения со сверстниками, а вот характер уже вполне себе есть) становится ещё труднее влиться в коллектив. Таким образом, мы приходим к выводу, что у посещения детского сада как с двух лет, так и с трёх имеют свои преимущества и свои недостатки. А значит, только Вам решать, нужен ли сад Вам и Вашему ребёнку. Но, уж если Вы решили – то не отступайте.
Второй вопрос, который нужно решить – это Ваше отношение к детскому саду. Вы являетесь непоколебимой защитой Вашего ребёнка. Представьте себя ну, скажем, в парке юрского периода, среди динозавров, огромных и страшных. И Вас за руку ведёт некий Супермен, которому Вы абсолютно доверяете. И вот Вам нужно отпустить его руку. Вы оглядываетесь на него, а у него слёзы на ресницах, страх в глазах, руки дрожат, и он ещё бабушке по телефону громко и при Вас говорит что-то вроде «Ну он же у меня такой домашний, не знаю как он без меня один в этом страшном месте». Кто из Вас после этого отпустит руку Супермена? А вот если Ваш защитник уверен, спокоен, и точно Вам обещает, что конкретно эти динозавры ну на 100% вегетарианцы, при условии что Вы, повторюсь, абсолютно доверяете своему Супермену, Вам, несомненно, будет легче. Поэтому – только спокойная мама, доверяющая педагогу, детскому саду, только позитивный настрой и полное отсутствие негативных обсуждений детского сада и Ваших переживаний в присутствии ребёнка. Если Вам нужна помощь и поддержка, обращайтесь к педагогам, мы всегда рады Вам помочь. Но, обращаясь к нам, помните – Вы забираете Вашего ребёнка, у нас остаются ещё дети, которые также нуждаются в нашем внимании, как и Ваш. Лучше будет, если Вам необходим долгий разговор, позвонить по телефону, после половины второго дня, когда у нас тихий час, и написание документов, которые всегда можно отложить (в отличие от детей) ради Вас.
Во время адаптации к детскому саду нервная система Вашего ребёнка работает на пределе, поэтому её ни в коем случае нельзя перегружать дома. Лучше, если Вы не будете приглашать к себе в гости много людей, малознакомых ребёнку людей, сами не будете ходить в гости. Не будете нарушать режим, откажетесь от ярко эмоционально окрашенных событий (неважно события эти радостные или нет, ребёнок также перевозбуждается от похода на любимые аттракционы, как и от часовой истерики в магазине). Ограничьте просмотр телевизора (планшета, телефона и т.д.), особенно это касается мультиков, где герои постоянно быстро перемещаются по экрану, громко кричат, ведут себя агрессивно («Маша и медведь», «Том и Джерри», «Ну, погоди!» и т.д.). Лучше почитайте ребёнку книгу, поиграйте с ним, поставьте ему спокойную музыку.
Ребёнок, попавший в детский сад в первый раз, очень страдает от резкого уменьшения количества внимания (ему достаётся одна двадцатая от внимания одного взрослого человека, вместо целых ста процентов внимания нескольких взрослых) и от того, что он теряет статус «Я в семье самый маленький, мне всё можно и самое вкусное – мне, и самое интересное - мне, и самое мягкое – мне». Вокруг него появляется ещё 19 «Самых маленьких», которые тоже хотят всё самое интересное. Этот дефицит внимания нужно «вернуть» ребёнку дома. Хвалите его как можно чаще (но за дело), играйте с ним, общайтесь, гуляйте вместе.
В моей практике бывали случаи, когда мамы, «пожалев» плачущее дитя, уводили его из садика, не передав в группу. Эта тактика всегда даёт отрицательный результат. Потому что цель Вашего ребёнка во время адаптации – остаться дома, с Вами, и если Вы уступили слезам ребёнка, то он обязательно этими слезами воспользуется ещё раз, потом ещё и ещё. А если Вы не уступите во второй раз, просто увеличит громкость или продолжительность плача, он один раз неосознанно наткнувшись на путь решения главной проблемы его жизни на данный момент, также неосознанно будет использовать этот путь ещё и ещё раз. Продолжительные истерики на входе в детский сад вещь вредная самому ребёнку и совершенно не радующая его родителей, поэтому правило «если мы вышли в детский сад, ты обязательно останешься в группе хотя бы на полчаса» должно неукоснительно выполняться.
Зачастую можно прочитать в интернете совет: первые дни оставайтесь с ребёнком в саду, чтобы он привык к помещению и людям, а потом уже оставляйте его одного. У этой медали есть оборотная сторона, если не ходить в группу, всегда можно сказать, что детский садик для ребят, взрослых туда не принимают (хотя Вы, конечно, очень хотите), а вот если Вы уже неделю отходили, как объяснить ребёнку, почему вчера было можно, а сегодня нельзя очень трудно. Адаптация Вашего ребёнка к детскому саду начнётся в тот день, когда Вы оставите его одного, потому что до этого момента он будет чувствовать себя особенным – ведь у большинства детей родители будут вне стен группы. И скорее всего эта адаптация будет тяжелее, чем у тех, кто сразу пошёл сам, потому что ребёнок, сопровождаемый родителями, будет чувствовать, что он необыкновенный, на особом положении, а с уходом мамы станет одним из двадцати, а он-то уже привык к присутствию в группе родного человека. К тому же дети, с которыми никто в группу не пришёл всегда стараются обратить на себя внимание всех окружающих взрослых, в том числе и пришедших с детьми родителей, и Вы окажетесь в положении, когда Вам нужно либо обидеть других детей, либо вызвать у Вашего ребёнка чувство ревности. Ни один сотрудник детского сада не хочет работать со своим ребёнком в одной группе, поверьте, это морально очень тяжело и для мамы, и для ребёнка. Ходить или не ходить с ребёнком в группу – Ваше решение, но стоит очень тщательно взвесить все «за» и «против».
Сделайте первый день посещения детского сада маленьким праздником. Приготовьте дома любимое блюдо малыша, украсьте дом воздушными шарами, пока он будет в саду. Скажите, что он теперь взрослый, самостоятельный, и Вы отмечаете его взросление. Подарите какую-нибудь приятную мелочь. Проведите с ним как можно больше времени. В общем, постарайтесь, чтобы первый поход в детский сад стал праздником для Вашего ребёнка, это обязательно запомнится ему.
Старайтесь будить малыша по утрам пораньше, чтобы дать ему возможность прийти в себя, улыбайтесь, будьте спокойны, делайте малышу маленькие сюрпризы каждое утро перед садиком (долька шоколада, финик, курагу, главное не переборщите, чтобы он не наелся перед садиком), прячьте свой сюрприз в разных местах, в одежде, на тумбочке у кровати, с утра вместе находите «Подарок от феи садика», это отвлечёт малыша от грустных мыслей и поднимет его настроение.
Не убегайте, не попрощавшись с малышом, как бы не было соблазнительно потихоньку уйти, пока он отвлёкся на игрушки, так, чтоб не услышать его плач. Представьте себя всё в том же парке юрского периода, за руку с Суперменом рассматривающего тиранозавра рекса. Вот Вы увлеклись рассматриванием, отпустили руку Супермена, потом оборачиваетесь, думая, что Ваш защитник рядом…. А его нет. Вы один, среди тиранозавров. А Супермен бросил Вас, сбежал. Ваши чувства? Смятение? Страх? Обида? Всё вместе? Также чувствует Ваш ребёнок. Обязательно прощайтесь с ребёнком, обязательно говорите, что сходите в магазин и вернётесь, старайтесь объяснить ребёнку, когда это произойдёт (вот ты сейчас сделаешь зарядку, потом покушаешь, потом чуть-чуть поиграешь, я и вернусь).
Приводите ребёнка в группу вовремя, до зарядки, любому ребёнку легче влиться в педагогический процесс с самого начала, а не в середине очередного режимного момента, и воспитатель может уделить время лично Вашему ребёнку, не нарушая режим остальных детей.
Ни в коем случае не наказывайте ребёнка детским садом! Фразы «Будешь себя плохо вести, я тебя отведу в сад прямо сейчас», «Я пожалуюсь на тебя воспитателю, он тебя накажет» и т.д. – табу. Потому что одна такая фраза может раз и навсегда убедить ребёнка, что детский сад, остаться без сладкого и папин ремень понятия из одного разряда, а значит, этих вещей необходимо бояться.
Не говорите ребёнку слов «не бойся», «не грусти», «не расстраивайся», потому что ребёнок уже грустит, боится и расстроен, и такие фразы только уверят его в том, что Вы не понимаете его чувств, вообще эти фразы – плохие утешители. Лучше занять позицию активного слушания, когда Вы задаёте своему ребёнку открытые вопросы, например «Ты расстроен, что мы с тобой расстаёмся?». «Да». «Но ты же знаешь, что я схожу в магазин, куплю тебе мишку барни и вернусь». Так Вы покажете, что понимаете чувства малыша, и напомните ему, что обязательно вернётесь.
Во время адаптации лучше, если малыша в сад будет приводить тот родственник, с которым ребёнку легче расстаться. Бывает, когда дети не могут отпустить маму, плачут, цепляются за неё, а с папой (бабушкой, дедушкой, дядей, тётей) расстаются значительно легче. Понятно, что в таком случае наименее травматична ситуация, когда малыша в сад приводит именно папа (дедушка, бабушка и т.д.).
Зачастую бывает, что ребёнок в первый и второй день идёт в группу с удовольствием, а на третий день его будто «подменяют». Родители начинают переживать что ребёнок «не садовский», или что ребёнка обижают дети или воспитатели. Это не так, очень многие дети сначала не совсем понимают куда их привели, что детский сад это теперь их ежедневный труд, и, увлекшись новыми яркими игрушками забывают про маму и папу. На второй (третий, четвёртый) день обаяние новизны рассеивается, и расставание с мамой встаёт на первое место. Тогда и появляются слёзы. Не стоит пугаться этого, эволюция несколько миллионов лет оттачивала у малышей умение боятся и громко кричать, оказавшись без мамы (ведь для пещерного ребёнка это наверняка заканчивалось гибелью), и нам с Вами очень трудно за несколько дней переделать эту адаптивную функцию.
У родителей есть любимый вопрос «Сколько продлится адаптация?». На него можно ответить честно «Не знаем». Слишком уникален каждый ребёнок, каждая мама, каждый папа, и сказать, сколько она у кого продлится – не возможно. У всех детей по-разному. Если Петя через две недели целует маму и бежит в группу, улыбаясь и радуясь, а Вася кричит и цепляется за папины штаны, это вовсе не значит, что Петю больше любят в группе. Возможно, Петя лучше подготовлен к детскому саду, более самостоятелен, за месяц до первого прихода переведён на режим детского сада, привык питаться как в детском саду и ещё загодя в игровой форме усвоил, что мама точно придёт. А может быть Петя – это сангвиник и экстраверт, он открыт ко всему новому и настроен на общение, а вот Вася, наоборот интроверт и меланхолик, ему трудно даются перемены, а общения требуется в четыре раза меньше, чем Пете. В общем, время адаптации настолько уникально для каждого ребёнка, что предсказать его невозможно. Психологи выделяют три степени адаптации – от двух недель до полутора месяцев – лёгкая адаптация, от полутора месяцев до трёх месяцев – адаптация средней тяжести, и от трёх месяцев до полугода – это тяжёлая адаптация. Впрочем, даже эти цифры весьма примерны, потому что время, которое ребёнок болеет или не посещает детский сад по другим причинам, выпадает из адаптационного периода. Именно поэтому, в первые два месяца лучше всего посещать детский сад не прогуливая, стараясь не пропускать по причине приезда бабушки, выходного папы, плохой погоды и иных условий, не связанных с состоянием здоровья ребёнка. А если ребёнок заболел, то выходить сразу после вылечивания, не оставаясь дома, чтобы «окрепнуть». Потому что ребёнок, отсидевший дома более трёх недель теряет тот уровень адаптации, на котором находился до своего ухода, его нервная система вновь начинает работать на том же пределе, что и в первые дни посещения, а другие дети за это время «набирают» новые, незнакомые пришедшему вновь ребёнку вирусы, с которыми его иммунитет должен бороться. Чаще всего это приводит к повторному заболеванию.
В любом случае, с любым вопросом Вы всегда можете обратиться к нам, Вашим педагогам, мы с удовольствием Вам на всё ответим. С нетерпением Вас ожидающие,
Ваши воспитатели Светлана Александровна и Екатерина Алексеевна.