ГБДОУ детский сад № 12 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

ПОЧТОВЫЙ АДРЕС:190068, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Подьяческая, дом 8 , литера А, помещение 23-Н

8(812) 312-52-73 городской телефон

8(911)140-03-98 моб. телефон заведующего (Ирина Сергеевна)

8(812) 312-52-73

Gbdou-12Ar@yandex.ru

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

qr

Программа Правительства Санкт-Петербурга «Толерантность»

Петербургское образование

Портал Госуслуги

Новости Адмиралтейского района 

 

Уважаемые родители!

Очень хочется  поделиться с Вами тем, чем мы занимаемся в детском саду. Представьте себе, что в сад пришло 20 человек, и каждому родителю вечером воспитатель говорит: «Принимая детей, мы повторяли стихи к празднику (заучивание наизусть стихов развивает память и речь ребёнка), также мы играли в игру «Найди пару» (развивающую внимание ребёнка, столь необходимое для обучение в школе и всей дальнейшей жизни ребёнка), потом в 08.25 мы пошли на зарядку, где дети станцевали 2 танца, направленных на развитие основных двигательных качеств, что необходимо для развитие мелкой и крупной моторики ребёнка…».  И так от начала до конца дня 20 раз. Можно сойти с ума, и уж точно не хватит никакого времени на работу с оставшимися детьми, поэтому мы хотим Вам рассказать о нашей работе в общем, не отвлекая Вас от мыслей о доме, и нас от детей.

Развитие детей происходит через игровую и занятийную деятельность, формирование культурно-гигиенических навыков и развитие самостоятельности.

 

 

С занятиями все, в общем-то, понятно. Сели за стол с подгруппой детей, воспитатель взял большого красивого колобка, спросил детей, кто это такой, вспомнили сказку (немножко развили память (нужно вспомнить сказку), внимание (нужно отвечать на конкретные вопросы колобка, а не просто говорить), и, конечно, фразовую речь). Потом колобок предложил сделать из пластилина его портрет – нужно выбрать правильно цвет для самого колобка, ротика, глазок (сенсорное развитие). Ладошками сделать шарик из жёлтого пластилина, пальчиками - тоненькую верёвочку из красного пластилина, и малюсенькие кружочки из чёрного, а потом соединить всё это так, чтоб получился колобок. Развитие мелкой моторики и художественно-эстетическое развитие. Восхитились своими колобками (развитие уверенности в себе). Разошлись, довольные друг другом, воспитатель вызвал другую подгруппу. Всё повторилось.

Всё труднее, когда речь идёт о формировании культурно-гигиенических навыков, развитии самостоятельности, игровой деятельности. Мы часто слышали, такие вопросы как: «Зачем моему ребёнку подвижные игры, я его инженером вижу, а не футболистом!», или «Воспитатели требуют самостоятельно одеваться, потому что им лень одеть моего ребёнка, зачем его учить штаны надевать, я не видела ни одного взрослого, который бы не мог штанов надеть, придёт время, научится сам!», или «Мой ребёнок всё время играет, нарезал денег из бумаги, перекладывает их с места на место, какое в этом может быть развитие?». Мы попробуем ответить на эти и другие подобные вопросы.

Согласно современным представлением о педагогике развитие ребёнка идёт по 5 основным направлениям:

- Речевое развитие (формирование пассивного и активного словаря, развитие звуковой культуры речи). Речь – необходимейший инструмент для дальнейшей жизни ребёнка. В самом деле, человек, умеющий ясно излагать свои мысли, и в школе, и на работе будет успешнее того, кто, может даже знает и умеет больше, но не может донести информацию до учителя (начальника). Что же необходимо для этого самого успеха делать уже сейчас? Говорить с ребёнком, и побуждать говорить его. Потому мы разучиваем стихи, пересказываем сказки, описываем картинки, просим говорить предложение, а не слово (Какая у тебя любимая игрушка – «Моя любимая игрушка – машинка», а не просто «Машинка», чтоб ребёнок умел согласовывать слова в предложении, строить предложение правильно, чтоб звучало «по-русски»). Разыгрываем отрывки из известных сказок. Играем в сюжетно-ролевые игры – те самые магазины, и, опять же просим, чтоб покупатель обращался к продавцу, а продавец обращался к покупателю предложениями. Разучиваем пальчиковые игры. Они необходимы ребёнку, чтобы включать и развивать все виды памяти (слуховую мы «включаем», тем что произносим слова пальчиковой игры, визуальную, тем, что малыш смотрит на образ того, о чём говорится в стихотворении, создаваемый руками и пальцами воспитателя, и моторная память «включается», когда малыш повторяет слова и движения рук). Пальчиковые игры хороши также развитием мелкой моторики. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка. Таким образом, лепка, аппликация, рисование – это тоже немножко развитие речи.

- Физическое развитие (развитие основных двигательных навыков, мелкой и крупной моторики). Дифирамбы мелкой моторике мы только что спели. Не менее важна также и крупная моторика. Крупная моторика – это своеобразная основа, на которую по мере взросления накладываются движения мелкой моторики. Упражнения для крупной моторики не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают основной корсет позвоночника, развивают моторику и координацию, они обеспечивают постоянный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту, развивают моторику и координацию движений. Когда у детей слабо выражена двигательная активность, то двигательная память может омертвевать, что приводит к изменению условных связей и снижению психологической активности. Недостаточная физическая нагрузка приведет ребенка к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности, знаний, умений. Что в дальнейшем приведет к неуспеваемости ребенка в школе. Одно из самых распространенных заблуждений педагогов и родителей в том, что главное в развитии ребенка – это умственное развитие. Часто недостаточно оценивают значение двигательного развития детей. У детей дошкольного возраста сложно разграничить физическое и умственное развитие. Младшие дошкольники развивают через двигательные навыки моторику: грубую (способность двигаться в заданном направлении, бег, прыжки, бросание мяча других предметов) и тонкую (мелкая моторика рук). По мере взросления развивается тонкая моторика детей, они становятся более самостоятельными. Развитие грубой моторики дает возможность ребенку свободнее передвигаться, самому заботиться о себе и проявлять творческие способности. Развитие мелкой и крупной моторики происходит в движении, подвижных играх, пальчиковых играх, в лепке, рисовании, аппликации, в самостоятельности в одевании, еде, мытье рук и т.д.

- Познавательное развитие. Здесь живёт ознакомление с окружающим миром, а значит и любое экспериментирование, сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3 лет — период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно полно и расчётливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием, развитием речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры. На втором-третьем году у ребёнка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (синий, фиолетовый, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный), такими формами, как круг, овал, квадрат, прямоугольник. - Начиная с трёх лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Это цвет, оттенки цветовых тонов, геометрические фигуры, величины. Также в познавательное развитие входит формирование элементарных математических представлений.

- Художественно-эстетическое развитие. Развитие любви к прекрасному, рисование, аппликация, лепка, музыка. Рассматривание иллюстраций, картин, скульптур, описание их – это развитие речи, сенсорное развитие, познавательное (ну помимо самого развития любви к прекрасному). Такие виды творческой деятельности, как рисование, лепка и аппликация имеют огромное значение в формировании личности детей. Занятия изобразительной деятельностью открывают для ребенка удивительный мир познания. А это, в свою очередь, имеет неоценимое значение для умственного воспитания. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией развивают в ребенке умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать и конструировать. Посредством этих занятий развивается также речь: дети учатся названиям различных форм, предметов, цветов, животных, птиц, растений, расширяя, таким образом, словарный запас и формируя правильную, связную речь. С помощью занятий изобразительной деятельности развивается наглядно-образное мышление и происходит сенсорное развитие. Дети усваивают знания о качествах и свойствах предметов, формируя тем самым свой собственный багаж знаний об окружающем мире. Кроме того на занятиях по изодеятельности активно развивается мелкая моторика, дифирамбы которой можно прочитать выше. А теперь несколько слов о музыке. Музыка имеет прямое отношение к полноценному развитию ребёнка. С колыбели мамы ребёнок слышит истоки своей культуры. Мелодия, ритм, тембровый окрас музыки способствует восприятию и развитию родной речи. Восприятие музыки разных жанров способствует развитию восприятия звуков в целом, а следовательно способствует развитию звуковой культуры речи, и его полноценного восприятия мира. Приятный бонус: музыкальные занятия развивают слух, а детки с хорошим слухом лучше воспринимают иностранные языки.

- Социально-коммуникативное развитие (социализация ребёнка, развитие его умения общаться со сверстниками, со взрослыми, развитие умения принимать на себя социальную роль, взаимодействовать с другими людьми). Однажды я была на педагогической конференции, перед нами выступал заведующий одной из кафедр АППО (академии постдипломного педагогического образования). Темой его выступления была социализация ребёнка в современных условиях. Из зала был задан вопрос «Когда начинается социализация ребёнка?». Ответ звучал примерно так: «Когда младенец кусает свою маму за грудь, а мама убирает её, и вкусное молоко перестаёт литься в ротик». Так происходит первое знакомство ребёнка с миром, в котором помимо него самого ещё есть люди, у которых есть свои интересы. Социализация – это умение соблюдать правила игры, обучения, жизни. Зачем необходима социализация? Необходима, чтоб ребёнок с удовольствием посещал детский сад – ведь гораздо интереснее быть со сверстниками, когда ты умеешь с ними играть, общаться. Необходима, чтобы успешно учиться в школе, ребёнку, умеющему строить отношения со сверстниками и учителями, несомненно, будет проще и интереснее процесс обучения. Необходима на работе, социализация – это умение нести ответственность за свои действия. Необходима в жизни, у человека, не умеющего учитывать мнения и интересы других людей будут проблемы и с друзьями и со «второй половинкой». Важнейшая часть социально-коммуникативного развития – формирование культурно-гигиенических навыков и развитие самостоятельности. Ведь социально адаптированный человек способен нести ответственность за свои действия. Он понимает, что любое его слово или дело имеет последствия. Ответственность формируется постепенно, когда человеку полтора месяца, он не должен кусать маму, это его ступенька ответственности, когда человеку полтора года, он начинает самостоятельно кушать, и несёт ответственность за то, сколько пюре попало в его ротик, когда три года, он отвечает за убранные на место игрушки и правильно надетые сандалики, когда ему 7 лет, он ответственен за сделанные уроки, когда 20 – за всё своё обучение, в 30 лет мы несём ответственность за свою семью, за ракеты, которые конструируем, детей которых учим, хлеб, который печём... По любой лестнице трудно идти, перешагивая через ступени. Часто от ребёнка, который ни разу не убрал за собой игрушки, так и не научился самостоятельно одеваться, кушает до сих пор с ложечки, вдруг начинают требовать учиться в школе, делать уроки. А он не привык отвечать за свои действия! Не привык справляться с трудностями, потому что раньше от него никто и никогда этого не требовал. И теперь ему кажется, что школа, уроки – это всемирное зло, отнявшее у него его свободу. Помимо КГН и развития самостоятельности мощнейшим орудием социализации являются игры. У детей от трёх до семи лет ведущим видом деятельности является игровая деятельность. В игре ребёнок учится следовать правилам (он начинает понимать, что нарушать правила может и приятно, но вот когда правила нарушают против тебя это не очень хорошо), в игре ребёнок примеряет на себя разные социальные роли, развивает представления о мире взрослых – мире, в котором ему предстоит жить. В игре ребёнок учится слушать и слышать. Говорить и быть услышанным. В игре ребёнок готовится к учебной и трудовой деятельности.

А вот тут несколько "нельзя":

– длительное постоянное ношение памперсов, помимо отрицательного влияния на здоровье ребёнка, замедляет развитие социализации, потому что умение контролировать физиологические процессы это такое же развитие ответственности и умения жить в обществе, как и самостоятельность в одевании и еде.

- длительное сосание соски (старше полутора лет) ведёт к нарушению пищеварения, дефектам прикуса и нарушениям в речи

- насильное кормление при использовании ложки стимулирует чувствительные окончания около ротовой зоны, что приводит к стимуляции зон головного мозга, ответственных за сексуальное развитие, что в свою очередь ведёт к ранней сексуальности.

Я постаралась познакомить Вас с главными направлениями нашей работы. Если у Вас есть какие-то вопросы Вы всегда можете обраться к своим педагогам, мы с удовольствием Вам отвечаем.

С уважением, воспитатель Фёдорова Екатерина Алексеевна.