Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Совет от инструктора по физической культуре
Вместе с мамой вмести с папой
Развитие малыша от 3 до 4 лет является важным периодом детства. Психологи справедливо считают этот период первым критическим или кризисным. Еще его называют возрастом «я — сам» из-за настойчивого стремления ребенка к самостоятельности.
Как правило, в этот временной отрезок у взрослых возникают трудности в понимании ребенка и общении с ним. Вот почему очень важно играть, разговаривать, действовать вместе со своим малышом, стараясь решать его проблемы. В играх малыш получает большой эмоциональный заряд радости, развиваясь физически и интеллектуально. А когда и трудности, и достижения переживаются вместе, возникает доверие и интерес ребенка к вам.
Надеемся, что советы о здоровье, игры и другая полезная информация помогут вам успешно преодолеть этот особый и ответственный период дошкольного детства вашего ребенка.
Папа! Давай заниматься гимнастикой!
Гимнастика с погремушками
Этими упражнениями можно воспользоваться для того, чтобы постепенно приучать ребенка к утренней гимнастике. Мама или папа встает напротив малыша и выполняет упражнения с погремушками, а ребенок повторяет движения за родителем.
1. И. п. (исходное положение) — ноги на ширине ступни, погремушки в каждой руке внизу.
Поднять погремушки через стороны вверх, погреметь, опустить, вернуться в исходное положение.
2. И. п. — ноги на ширине ступни, погремушки у плеч.
Присесть, вынести погремушки вперед. Встать, вернуться в исходное положение.
3. И. п. — ноги на ширине плеч, погремушки за спиной. Наклониться, коснуться погремушками колен. Выпрямиться, вернуться в исходное положение.
4. И. п. — ноги слегка расставлены, погремушки в согнутых руках перед собой. Прыжки на двух ногах с поворотом вокруг своей оси.
Мама! Давай играть!
Игра «Мы топаем ногами»
Малыш и мама становятся друг напротив друга. Между ними — игрушки, кегли или кубики, поставленные по кругу (диаметр круга 2 метра). Мама медленно произносит стишок, а ребенок выполняет движения в соответствии с текстом:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем. (Берут друг друга за руки.)
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.
По сигналу мамы «Стой!» малыш должен остановиться. Игру можно повторить с выполнением бега в другую сторону.
Папа! Пойдем гулять!
Родителям важно знать! Наблюдайте за своим ребенком! Если он много бегал и прыгал без отдыха и у него появилась одышка, сильная бледность, или покраснение лица, или даже нарушение координации движений, это значит, что двигательная нагрузка превышает его возможности и ему надо предложить более спокойный вид движений.
Благоприятное воздействие на нервную систему малыша оказывает прогулка на воздухе. Она улучшает аппетит, сон и настроение.
Правильно одевайте малыша на прогулку. Весной, собираясь погулять, ребенку на белье можно надеть шерстяной костюм или толстовку, сверху куртку или легкое пальто. Обязателен удобный головной убор. Если ваш малыш много бегал, вспотел и начинает охлаждаться, то прогулку надо заканчивать. Контролируйте состояние ребенка, периодически проверяя на ощупь влажность его одежды.
Игра «Огуречик»
На одной стороне площадки стоит мама — она мышка. На другой стороне — малыш — он огуречик, его домик за кустом. Ребенок приближается к маме прыжками на двух ногах, а мама-мышка произносит.-
Огуречик, огуречик,
Не ходи на mom конечик:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
На последнем слове ребенок убегает в свой домик, а мама-мышка его догоняет.
Игра повторяется.
Игра «Кто как кричит?»
Мама расставляет кубики или кегли по кругу, ребенок ходит вокруг них. На сигнал «Петушок!» малышу надо остановиться и ответить «Ку-ка-ре-ку!»", а затем продолжить ходьбу до нового сигнала.
На следующий сигнал «Воробышек!» ребенок должен остановиться и ответить «Чик-чи-рик!» Далее сигналом могут служить слова: собачка, киска, утка.
Игра «Прокати мяч»
Папа и малыш сидят на полу, на ковре, ноги врозь, расстояние между ними 2 метра. Мячик-колобок катится от папы к малышу и обратно. Надо стараться, чтобы колобок не попал к лисе (любая мягкая игрушка), которая стоит чуть в стороне.
Папа показывает, как энергично нужно оттолкнуть мяч двумя руками, держа их «совочком». Мяч должен быть резиновый, большого или среднего размера.
Выполнять упражнения с мячом — довольно трудная для малыша задача, поэтому старайтесь как можно чаще предлагать для игры мяч.
Родителям на заметку! Для взрослого человека ходьба, бег, прыжки, умение ориентироваться в пространстве и другие виды движений привычны, а малыш только начинает их осваивать. Именно поэтому очень важно научить ребенка управлять своим телом и упражнять его в основных видах движений.
Для развития равновесия можно предложить малышу несложное задание — пройти по узкому бордюрному камню в парке, сквере; по дереву, лежащему на земле, обязательно со страховкой взрослого!
В парке можно найти две упавшие ветки, расположить их параллельно (ширина между ними 25 сантиметров) и попросить ребенка, балансируя руками, пройти, не наступая на ветки. Следите за тем, чтобы малыш держал голову и спину прямо.
Игра «С кочки на кочку»
Мама очерчивает прутиком на площадке большой круг или выкладывает его из веревки это болото. На болоте много кочек — кружков (их диаметр 30—35 сантиметров), расположенных в произвольном или шахматном порядке. Вокруг болота располагаются лягушата. Мама предлагает лягушонку перепрыгнуть с кочки на кочку (на двух ногах), не замочив лапок
Игру можно повторить 3—4 раза.
Родителям на заметку! На площадке, прежде чем ребенок будет лазать по лесенке, качаться на качелях или карусели, необходимо проверить прочность всех сооружений буквально своими руками. Объясните ребенку, что при катании на качелях сойти с них можно только после того, как они остановятся. Нельзя спрыгивать на ходу! Надо посмотреть, чтобы за качелями случайно не оказался другой ребенок. Не раскачивайте качели с большой амплитудой и не позволяйте ребенку качаться на качелях стоя.
При лазании по лесенке необходимо следить за тем, чтобы малыш правильно брался руками за перекладину. Большой палец должен быть снизу, остальные — сверху. Следите за тем, чтобы ребенок переставлял ноги попеременно. При спускании с лесенки важно, чтобы малыш сошел с перекладины, не спрыгивая. Страховка взрослого обязательна!
На прогулку берем санки!
Родителям на заметку! При катании ребенка 3—4 лет на санках с горки высота ее не должна быть более одного метра. Обязательно надо проверить, нет ли в конце горы каких-то препятствий. Помните, до тех пор, пока одни санки не съехали с горки, второму ребенку- не следует спускаться с горы. За этим должны следить старшие дети или родители. Не надо позволять ребенку сбегать с горки. Особенно опасна на горке наледь.
Игра «Снежинка-пушинка»
Ребенок идет вокруг снежной бабы (елки, снеговика или крупной игрушки). Мама предлагает ребенку — «снежинке-пушинке» остановиться и покружиться вокруг себя вправо и влево. Потом снова ходьба и переход на бег в умеренном темпе.
На прогулку берем лыжи!
Малыша 3—4 лет уже можно обучать ходьбе на лыжах. Начинать ходить на лыжах надо на мягком, не обледенелом снегу без палок, потому что они — главная причина травм.
Собирая малыша на прогулку зимой, мама должна правильно подобрать для него одежду. Удобнее всего комбинезон, шапка-шлем, варежки, т. е. одежда, которая не сковывает движений ребенка. Зимой на прогулке не позволяйте малышу расстегивать одежду, снимать головной убор, валяться на снегу.
Игра «Снежная королева»
Мама в этой игре — Снежная королева. Ребенок бегает по площадке, границы которой определяются заранее: например, до березы, елки, забора. Если королева касается ребенка рукой, он должен остановиться, потому что «заморожен». Через некоторое время Снежная королева его «размораживает» (делает жест рукой), и после небольшой паузы игра повторяется. Если на площадке гуляют несколько детей, Снежную королеву можно выбрать из детей постарше с помощью считалки.
Составитель инструктор по физической культуре Смирнова П.Ю.