Версия для слабовидящих

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 Адмиралтейского района

ПОЧТОВЫЙ АДРЕС: г. Санкт-Петербург, ул. Большая Подьяческая, дом 8 , литера А, помещение 23н

8(812) 312-52-73

8(812) 312-52-73

gbdou-12Ar@yandex.ru

Программа Правительства Санкт-Петербурга «Толерантность»

Петербургское образование

Портал Госуслуги

Новости Адмиралтейского района

Статья напечатана в научном издании "Инновации в дошкольном образовании: от инновационных идей к инновационному поведению", сборник статей по материалам IV городской ярмарки педагогических инноваций дошкольных работников 17 апреля 2017 года.

Динамичное построение развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе как средство стимулирования познавательной активности детей

 

Е. А. Фёдорова

С. А. Оглоблина

ГБДОУ детский сад № 12

Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга.

 

Всё, что окружает ребёнка, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, трудно переоценить значение предметно-пространственной  среды для развития ребёнка.  От того, как устроена предметно-пространственная среда, из каких игр, игрушек и пособий она состоит, и даже от того, как они расположены, во многом зависит вектор развития ребёнка. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО) развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Опираясь на ФГОС ДО и рекомендации, данные в примерной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, мы в своей группе разработали несколько правил формирования развивающей предметно-пространственной среды, которых стараемся придерживаться в своей работе.

Первое правило, коррелирующее с насыщенностью и вариативностью,  – в группе должны быть представлены все типы игрового материала (игры-тренажёры, игры-вкладыши, настольные игры, расходный, природный, бросовый материалы для творчества, блоки для конструирования, материал для сюжетно-ролевых игр, книги, инвентарь для физической активности и т.д.), и каждый из типов должен быть представлен не менее чем пятью различными материалами (играми). Варианты одного типа игр должны немного различаться по сложности, ведь каждая игра тренирует один из познавательных психических процессов, которые у детей, даже в пределах одной возрастной группы развиты по-разному. Таким образом, получается, что одна и та же игра некоторым детям может быть интересна, а другим слишком легка, или слишком сложна. Следовательно, различные по сложности варианты игр обеспечивают каждого ребёнка интересным для него материалом.

Второе правило – динамичность развивающей среды – мы обеспечиваем, постоянно заменяя часть игр на близкие по содержанию или «обучающему эффекту» игры (игрушки, материалы). Это необходимо, чтобы привлекать внимание детей, которые всегда с удовольствием рассматривают и изучают что-то новое. Замене подлежат те игры, интерес к которым начал угасать в связи с тем, что они немного наскучили детям.

Третье правило – регулирование доступности – состоит в том, что лёгкий, доступный для понимания детей игровой материал мы с самого начала размещаем в группе так, чтобы дети без труда могли взять его, в яркие, открытые контейнеры с весёлыми, разноцветными, соответствующими содержанию материала картинками на них. Немного по-другому мы поступаем с более сложными играми, в которых, по началу, дети не могут разобраться без помощи взрослых. Их мы помещаем в «волшебных коробочках» (это либо подарочные коробочки, либо коробки от самих игр, если они достаточно ярки и привлекательны для детей), на самые верхние полки стеллажей. При презентации детям этих игр, мы вносим элемент тайны и говорим, «вообще это игра для взрослых, но мы вам по большому секрету хотим её показать». Это интригует детей и подстёгивает их желание разобраться в ещё сложных и непонятных для них правилах. В начале введения такой игры в нашу развивающую среду дети играют в неё только при условии нашего участия, и время, отведённое на общение с игрой, нами искусственно ограничивается. Под предлогом нового интересного занятия игра обрывается в тот момент, когда дети ещё не успели устать от новых, сложных для них правил, а когда интерес ещё на «самом пике», чтобы у них отложилась только интригующая загадка, а не то, что игра их утомила. Только когда правила освоены, сложности преодолены, уловки, позволяющие играть с наибольшим успехом, изучены, мы переводим игру вниз, в зону доступа детей, в открытый контейнер.

Правило четвёртое – группа всегда должна быть украшена, и элементы украшения группы (тематического или сезонного) должны отражать комплексно-тематическое планирование и нести в себе возможность развития по нескольким образовательным областям. Украшения группы позволяют повысить эмоциональный фон, отвлечь внимание детей, которые чем-то расстроены. Яркость и привлекательность новых украшений сами по себе создают в группе атмосферу праздника, что в купе с новой тематикой, или новым сезоном производит на детей положительное впечатление, позволяет лучше запомнить то, что мы рассказываем. Например, совсем недавно мы украсили нашу группу к весне. Обилие различных красочных цветов, использованных и как навесные украшения, и для декорации стен группы, раздевалки, холла, настраивает наших детей на позитивный лад. Обновление декора группы коррелирует с изменениями в природе, день стал длиннее, солнце ярче, потихоньку появляются почки на деревьях, птицы поют красивые песни. Мы стараемся рассказывать детям об этих изменениях, наблюдать их на прогулке, обращать их внимание на украшения в группе. Потихоньку в группу вернулись «улетавшие» на юг птицы. Дело в том, что осенью мы сделали для наших детей из бумаги несколько видов птиц – грачей, ласточек, журавлей, и подвесили их в группе. В ноябре мы «проводили» их на юг. Теперь же они к нам «возвращаются», но не просто, а по очереди. Первыми, в начале марта, «прилетели» грачи, ведь и в природе за ними пальма первенства, позже, к концу марта – началу апреля прилетят другие птицы, а к середине апреля у нас в группе появится птичье гнездо. Таким образом, наши подвесные птицы служат нам и украшением, и наглядным пособием по окружающему миру, а ещё, поиграв с их количеством (грачей в стае двое, журавлей – трое, ласточек – четверо, а у гнезда будет одна птица), мы получили демонстрационный материал по развитию элементарных математических представлений, который мы используем, когда нужно посмотреть каких птичек больше, каких меньше, где только одна птица, где их много. Украшения группы, которые мы подбираем и изготавливаем с особой любовью и тщательностью, способствуют развитию художественно-эстетического вкуса наших детей, помощь в их изготовлении, которую дети оказывают нам, подстёгивает их интерес к творчеству, презентации каждого нового элемента декора, которые проводятся нами в форме диалога с детьми стимулируют развитие речи, продуманная полифункциональность украшений позволяет использовать их и для сенсорного развития, и для ознакомления с окружающим миром, и для развития элементарных математических представлений, наконец, ощущение праздника, дающее позитивный эмоциональный настрой, положительно влияет на отношения между участниками образовательного процесса. Таким образом, украшая группу, мы стараемся затронуть области познавательного, речевого, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития.

Пятое правило – мы стараемся делать для наших детей различные пособия своими руками. Кажется, что в современных условиях, когда на полках магазинов, на различных интернет порталах такое множество красивых, привлекательных, интересных пособий и игр, это правило устарело. Но это не так. Далеко не всегда можно найти именно те пособия и игры, которые отвечают индивидуальным и возрастным особенностям наших детей и требованиям нашей рабочей программы. Зачастую, нам необходимы игры, направленные на закрепление какого-либо навыка, знания или умения, но подобные игры, которые доступны на полках магазинов слишком трудны (легки) для наших детей, рассчитаны на другой возраст или не подходят конкретно нашей группе, с учётом индивидуального развития детей. Тогда мы изготовляем сами (или меняем уже купленную) игру, облегчая или, наоборот, усложняя первоначальный вариант. Или создаём игру похожую, но с другим наполнением, соотнося его с нашим комплексно-тематическим планированием. Создание пособий и игр своими руками позволяет нам максимально обеспечить запросы именно нашей группы. Хорошим примером может послужить наш календарь наблюдения за природой. В начале года мы хотели его приобрести, но, к сожалению, все календари, которые мы видели, были рассчитаны на более взрослых детей. Они содержали в себе много информации, которую трудно понять младшим дошкольникам (числа, названия месяцев), и не содержали того, чтобы мы хотели видеть. Тогда мы приобрели небольшой фланелеграф и вырезали из имеющихся у нас пособий простые, понятные малышам картинки, приклеив их к «липучкам». Также мы сделали картинки, обозначающие времена года и дни недели. Над ними светят два маленьких солнышка (одно над «активным» временем года, другое над сегодняшним днём недели). Получился наш собственный календарь. Каждый день мы переставляем наше солнышко на новый день недели, обсуждаем, почему не надо переставлять солнышко над временем года. И предлагаем детям повесить какую-то картинку, спрашивая их, подходит ли эта картинка (дети нам отвечают, что картинку с мальчиком, который плывёт в речке вешать не нужно, плавать в речке ещё рано, холодно, а картинку с веточкой с почками повесить можно, ведь сейчас весна и на деревьях появились почки, и т.д.).

Шестое, и самое главное правило – наличие в группе только того материала, который получил эмоциональный отклик от наших детей – обеспечивает участие детей в формировании развивающей предметно-пространственной среды. Это необходимо для построения субъект субъектных отношений между педагогами и воспитанниками на уровне организации деятельности в группе, поддержания познавательного интереса детей, их инициативы в выборе видов деятельности, учёта индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка. Мы очень внимательно относимся к тому, что выбирают дети при самостоятельной деятельности в группе, во что просят поиграть вместе с ними, анализируя эти наблюдения, мы делаем выводы, какие материалы, игры, игрушки получают наибольший эмоциональный отклик, и соответственно этой информации формируем в дальнейшем развивающую среду. «Не прижившуюся» игру мы заменяем сразу, и далее, в зависимости от причины её не популярности либо откладываем её вовсе, либо пробуем ввести позже. В самых видных местах группы лежит наиболее «популярный» среди детей материал, который перемещается, в зависимости от потребностей детей. Когда игра или игрушка надоедает детям – мы её прячем, чтобы через какое-то время вернуть им, спровоцировав тем самым новый виток интереса. Когда пик популярности проходит, мы меняем материал местами, выкладывая на самые видные места то, во что дети играют больше всего. Например, недавно в нашей группе была «мода» на различные варианты сюжетно-ролевой игры «Доктор». Буквально все в нашей группе хотели быть врачами, ветеринарами, пациентами, хозяевами «больных» животных. Мы незамедлительно отреагировали на желание детей. Нам пришлось немного «подвинуть» центр семьи, чтобы увеличить игровое пространство для наших больниц и поликлиник, и насытить это пространство достаточным количеством игрового материала – игрушечными медицинскими инструментами, количество которых позволяло одновременно работать нескольким «медицинским центрам», тщательно вымытыми скляночками от настоящих лекарств, также мы приобрели чемоданчик для врача скорой, принесли несколько новых медицинских халатов, шапочек для докторов и медсестёр. Когда «врачебный бум» в группе прошёл, мы потихонечку изъяли из обращения излишки материала и вернули центру семьи его пространство.

На наш взгляд, правила помогают нам наиболее эффективно использовать пространство группы для создания условий развития детей. Мы используем для развития наших детей весь объём помещений группы, включая стены и воздушное пространство. Основная наша цель – в своей работе отталкиваться от интересов детей, их индивидуального развития, уникальных потребностей, эмоционального благополучия. Что, несомненно, даёт нам возможность эффективного развивающего взаимодействия с детьми.