ГБДОУ детский сад № 12 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

ПОЧТОВЫЙ АДРЕС:190068, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Подьяческая, дом 8 , литера А, помещение 23-Н

8(812) 312-52-73 городской телефон

8(911)140-03-98 моб. телефон заведующего (Ирина Сергеевна)

8(812) 312-52-73

Gbdou-12Ar@yandex.ru

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

qr

Программа Правительства Санкт-Петербурга «Толерантность»

Петербургское образование

Портал Госуслуги

Новости Адмиралтейского района 

 

Уважаемые родители!

Разрешите представиться, меня зовут Фёдорова Екатерина Алексеевна, я воспитатель 12 детского сада, в 2017-2018 учебном году я буду набирать младшую группу, в связи с этим хотела бы поделиться своим опытом в области подготовки ребёнка к детскому саду.

Я очень часто слышу о необходимости подготовки ребёнка к школе – и это правильно, потому что школа – новая веха в жизни ребёнка. Но подготовка малыша к детскому саду не менее важный процесс, ведь дезадаптация к садику встречается чаще и проходит болезненней, чем к школе. И вполне возможно облегчить маленькому человеку привыкание к дошкольному учреждению, если соблюдать несколько правил ещё до прихода в детский сад, и, конечно, во время адаптации.

Для начала у меня есть для Вас несколько советов, как подготовить  ребёнка к детскому саду (всё нижеперечисленное стоит начать делать хотя бы за месяц до первого прихода ребёнка в детский сад):

1. Максимально приблизить режим ребёнка к режиму детского сада.

2. Стараться дома кушать те блюда, которые есть в меню сада.

3. Обучить ребёнка элементарным правилам гигиены и развивать его самостоятельность в приёме пищи, одевании/раздевании, отказаться от использования памперсов.

4. Дать ребёнку представление об общении со сверстниками.

5. Показать ребёнку, как гуляют дети детского сада, показать, что вечером за каждым ребёнком приходит мама или папа.

6. Создать положительный образ детского сада.

7. Создать ритуал прощания с ребёнком.

 

 

     Итак, начнём мы с Вами с режима детского сада. Подавляющее большинство детей, с которыми я сталкивалась в своей практике в первый день посещения детского сада в первый раз в жизни встают рано утром. Ребёнка, который всю свою жизнь вставал в 11 утра, вдруг в 7.00 выдёргивают из постели, одевают, куда-то несут, раздевают, передают незнакомой тётке...  Вряд ли я, взрослая женщина, в таком случае была бы в хорошем расположении духа, а ведь я уже хорошо знаю слово «надо», и, в отличие от ребёнка, я точно знаю, что работа закончится, я вернусь домой и отдохну. Ребёнок ещё этого не знает, он живёт здесь и сейчас, а здесь и сейчас он плохо себя чувствует. Это состояние он обязательно свяжет с детским садом и в его голове возникнет образ «места, где ему нехорошо», что, несомненно, приведёт к замедлению процесса адаптации. Поэтому крайне важно заранее приблизить режим дня ребёнка к режиму детского сада! Если малыш за несколько месяцев до прихода в группу привыкнет вставать тогда, когда Вы планируете будить его в садик, и вовремя ложиться – его самочувствие в «день Х» будет, несомненно, лучше. Если ребёнок привыкнет кушать в половину девятого утра ещё до детского сада, то ко времени завтрака его организм подскажет ему, что он проголодался. Если ребёнок привыкнет к тихому часу с 13.00 до 15.00, то когда Вы решитесь оставить его в саду после обеда, у него не будет проблем с засыпанием (что ведёт к перевозбуждению и повышенной капризности вечером, потому что ребёнок рано встал и ему необходим отдых). В жизни дошкольника режим играет очень большую роль, помогает ребёнку не только вовремя кушать и отдыхать, не переутомляться, не перевозбуждаться, но также обеспечивает психологический комфорт, так как ребёнок чувствует себя увереннее, когда знает, что после прогулки следует обед, потом сон, когда это происходит изо дня в день. С режимом детского сада Вы можете ознакомиться здесь.

        Второй совет, который можно дать родителям деток, готовящихся к посещению детского сада, – это приближение рациона ребёнка к меню садика. Зачастую, родители крайне расстраиваются, что их малыш плохо кушает в детском саду. Когда я спрашиваю, чем ребёнок питается дома, родители отвечают: «Он ест только макароны, пельмени, бургеры, и картофельное пюре с котлетой из свинины, больше мы его ничем накормить не можем». В детском саду существует цикличное десятидневное меню, разработанное не работниками детского сада, а «спущенное сверху», в котором пельмени, бургеры и свинина отсутствуют вовсе, а пюре и макароны бывают по одному разу в две недели. Итак, мы имеем ребёнка, нервная система которого работает на пределе, потому что он попал в кардинально новые для себя условия, и незнакомую ещё ему женщину, которая пытается накормить его подозрительно-непонятным блюдом (ну, например, тушёными овощами). Кушать, конечно, в таких условиях совершенно не хочется. Чтобы ребёнок кушал в детском саду, его нужно познакомить с блюдами сада заранее. Он не хочет есть овощи? Сделайте другие овощи, приготовьте их вместе с ребёнком (дайте ему порезать варёный картофель пластмассовым ножом, опустить лавровый листик в кастрюлю, посолить блюдо и т.д.) для куклы Маши или для Зумы из патруля, а потом предложите попробовать вместе с человеком пауком, ведь в овощах много витаминов, и кто их ест обязательно станет сильным как человек паук (умным как принцесса Искорка, красивым как спящая красавица и т.д.). И, обязательно, исключите «кусочничество» между приёмами пищи. Всё дело в том, что согласно действующему СанПиН, суточное потребление ребёнком энергии составляет 1800 ккал, на 60 граммовый батончик «Марс» приходится 298 ккал, на пол-литровую бутылку кока-колы – 210 ккал, вместе это 508 ккал, что составляет 28% от суточной нормы потребления ребёнком энергии. Согласно тому же СанПиН, обед должен содержать в себе 30-35% суточного употребления калорий. Таким образом, мы можем увидеть, что марс+кола, попавшие в желудок ребёнка до обеда практически полностью покрыли необходимое ему количество энергии. То есть кушать после них он не хочет. А кто же, уже наевшись, сможет есть не любимый суп, тем более, если до него была вкусняшка? Но из кока-колы и марса ребёнок не получил ни необходимых ему для роста белков, ни кальция для его растущих косточек, ни необходимого набора витаминов, если такое нарушение режима питания постоянно, то оно ведёт к проблемам с ЖКТ, сниженному иммунитету,  и другим не приятным последствиям. Подобная схема работает с любыми печеньками, конфетками, газировками, соками, употребляемыми между приёмами пищи. Если Вы не верите – проверьте, запишите как-нибудь, сколько печенья, находящегося в свободном доступе скушал Ваш ребёнок, сколько он выпил сладких напитков между приёмами пищи (только записывайте каждую конфетку), а потом, посмотрев калорийность «перекусов», посчитайте, сколько ребёнок употребил калорий. И сравните с суточной нормой. Из моего личного опыта – абсолютное большинство детей, которых «не накормить никак», выедают свою норму чупа-чупсами и рафаэлками.

 

       Самостоятельность ребёнка – это не прихоть ленивого воспитателя, а необходимый вклад в социализацию и развитие уверенности в себе ребёнка. В самом деле, чем более мы зависимы от кого-то, тем менее уверено себя чувствуем, попав в ситуацию отсутствия этого кого-то. Чем больше решили задач (а для малыша умение обувать сандалики такая же сложная задача, как для первоклассника пример на умножение, пятиклассника – система уравнений, первокурсника БГТУ Военмех построение точки пересечения прямой и плоскости в проекционном изображении, а для меня – написание статьи про адаптацию для родителей вновь поступающих детей), тем легче нам решать следующие, более сложные задачи (например, задачи, связанные с адаптацией к коллективу детей). Бонусом к социализации и уверенности в себе при развитии самостоятельности идёт такая приятная вещь, как развитие мелкой моторики. Поэтому, перед приходом в детский сад очень хорошо научить ребёнка самостоятельно (с минимумом помощи взрослого) одеваться, раздеваться, кушать, пользоваться туалетом.

          Развитие навыков общения со сверстниками, в современных реалиях, когда во многих семьях только один ребёнок, или разница между детьми очень большая, что делает старшего ребёнка «взрослым и обязанным во всём уступать», чаще всего ложится на плечи детского сада. И, конечно, дети, посещающие дошкольное учреждение, учатся общаться с другими детьми. Но в период адаптации ребёнок, проживший всю свою трёхлетнюю жизнь среди взрослых, очень теряется, когда оказывается, что он не самый маленький малыш, вокруг которого вертится вселенная, а один из двадцати таких же маленьких малышей.  И ему достаётся 1/20 внимания одного взрослого, вместо привычных ста процентов внимания двух (а то и трёх-четырёх) взрослых, более того, все эти дети категорически отказываются уступать ему первоочередное право поиграть в эту бесподобную красную машину, и не поддаются при игре в догонялки! У такого ребёнка на глазах фактически рушатся выверенные, согласно его опыту, законы мироздания, что совершенно не способствует скорейшей адаптации к детскому саду. Чтобы избежать такого сурового столкновения с действительностью, необходимо обеспечить общение ребёнка с другими детьми до детского сада. Это могут быть сопоставимые по возрасту дети Ваших знакомых, приглашённые к Вам в гости, дети, с которыми Вы встречаетесь в песочницах и на площадках. Малышу необходимо объяснять, как общаться со сверстниками, сам он этого пока не умеет. Как попросить поиграть в чужие игрушки, как предложить поиграть в его собственные. Трёхлетние детки ещё не умеют играть вместе, инициатором, организатором и ведущим в совместных играх в младшем дошкольном возрасте является педагог. Вам также лучше не пускать организованную Вами игру Вашего ребёнка с его сверстником на самотёк, это вполне может закончиться конфликтом, лучше всего следить за игрой, предлагать новые варианты (покатали машину друг другу, теперь давайте строить замок из песка, сначала с помощью этого самосвала мы привезём необходимое количество стройматериалов, ты будешь грузить песок, а ты перевозить и разгружать, а потом вы поменяетесь и т.д.), участвовать, так Ваш малыш будет чувствовать себя увереннее в общении. И, конечно просто необходимо хвалить ребёнка за его достижения в области социализации, за каждое «волшебное слово», каждую попытку уладить конфликт мирным путём, хвалить каждый раз, когда он делится своей игрушкой с другом, чтобы общение со сверстниками стало его положительным опытом.

         Очень хорошо сходить к ближайшему (или к выбранному Вами) детскому саду во время прогулки вместе с ребёнком. Показать ему детей, как они играют. Обязательно комментировать: «Вот смотри, дети играют в интересную игру, а вот они строят песочный замок, вот угощают свою воспитательницу "куличами", а вот сейчас они пойдут в детский сад обедать. Ты пока маленький, тебе ещё рано в детский сад, но скоро ты уже будешь большой и важный и сможешь тоже туда пойти!». Акцентируйте внимание ребёнка на то, что детям весело, обязательно каждый раз говорите, что за всеми этими детьми придут родители (можно посмотреть вечернюю прогулку, когда детей будут забирать их мамы и папы). Можно сходить к детскому саду после семи часов вечера, когда он закрыт, позвонить, постучать, дать постучать ребёнку, чтоб он наглядно убедился, что там никого нет, и объяснить – всех детей из садика забирает мама, все воспитатели уходят домой, к своим деткам, никто никогда не остаётся в детском саду. Практически у всех детей в первое время существует страх, что мама не придёт, она ушла навсегда – раньше, конечно, мама никогда его надолго не оставляла, но ведь раньше она и не приводила его сюда, в детский сад. Возможно, теперь она оставит его навсегда? Для того, как можно легче пережить этот страх, необходимо ещё до садика убедить ребёнка, что никогда, ни при каких обстоятельствах, его не оставят жить в детском саду. У детей трёх лет наиболее развито наглядно-действенное мышление, именно действие (я стучал в сад вечером, а там никого нет) он запомнит лучше всего.

            Ваш ребёнок не знает что такое садик, поэтому от Вас зависит, какой образ ДОУ будет у ребёнка в голове до прихода туда. И, конечно, лучше, если этот образ будет положительным. Поэтому ни в коем случае, никогда не пугайте ребёнка детским садом. Забудьте навсегда и не произносите таких фраз как: «Вот пойдёшь в детский сад, там тебя быстро научат как себя вести», «Будешь в детском саду главным неумехой!», «Да над тобой все дети в саду смеяться будут», «Ничего, Марья Ивановна из тебя человека сделает!» и тому подобных. Кстати, немного отвлекусь, в моей ранней юности мне довелось подработать немного медрегистратором в детской стоматологии, и меня очень удивляло, почему некоторые дети, которые НИКОГДА не были у стоматолога, плачут ещё в холле? Ведь они не знают что такое стоматология, а уже кричат «боюсь, мне будет больно и т.д.». А потом, услышав, как одна мама говорит: «вот я тебе говорила, чистить зубы не будешь, тебе тётя врач зубы сверлить будет», я поняла. Дети не знают что такое стоматология, а родители сами настраивают своих малышей против врачей. «Зубы сверлить» - вслушайтесь, как это звучит. А если ты никогда не видел бормашину, маленькое сверло, как ты его представляешь? А если ты при этом видел, как папа сверлит стену перфоратором? Поэтому, разговаривая с ребёнком очень важно понимать, что его личный опыт ещё слишком мал, о многих вещах он может знать только от Вас, и не стоит его пугать теми вещами, которыми ему придётся воспользоваться, равно как и несуществующими бабайками, потому что для ребёнка домовые и бабки ёжки вполне реальные страхи. А если Вам нужно убедительно доказать ребёнку необходимость мытья рук перед едой, нужно говорить не про уколы, а про боль в животе, различных паразитов, невозможность во время болезни гулять на любимой площадке или отмену похода к любимой тёте Маше в связи с плохим самочувствием.  Но, вернёмся к детскому саду. Не допускайте, чтоб ребёнок слышал негативную информацию о детских садах. Если Ваша подруга хочет рассказать Вам, как тяжело привыкал её ребёнок, как он два месяца плакал,  как он болел и как ему было плохо, сделайте так, чтоб Ваш ребёнок в это время находился в другом помещении – он не всё поймёт, но общий негатив взрослого человека к детскому саду он уловит. Чтобы создать положительный образ, попробуйте поиграть с ребёнком в такую игру: постройте вместе из кубиков периметр детского сада (из одеял и подушек детский сад-шалаш, из картонных коробок детский сад-дом), сделайте там «группу», «спальню», «раздевалку», «туалет». Назначьте игрушку-воспитателя (выбирайте не агрессивную игрушку, с улыбкой, если это животное, то не красное, и не «кислотного окраса»), игрушки-детки, и игрушку-самого ребёнка. Поиграйте, что детки пришли в детский сад, умылись, покушали (заодно можно развить речь ребёнка, побуждая его разговаривать с «воспитательницей», «детьми», напомнить элементарные правила гигиены, например, мытьё рук перед едой, напомнить «волшебные слова» и ещё много-много всего полезного), поиграли с воспитателем, погуляли, поспали, опять покушали, а потом их всех забрали мамы. Никогда не заканчивайте игру раньше, чем мамы заберут деток, чтобы у ребёнка ни в коем случае не отложилось в памяти, что мама может не прийти, если ребёнок устал играть, лучше быстро проговорите оставшиеся основные режимные моменты, и завершите игру на счастливом приходе мамы.

       Как я уже не раз сказала выше, малышам крайне важно понимать, что мама придёт. Но у них нет ещё опыта хождения в детский сад, и логическая связка «сегодня я в детском саду - из детского сада всегда забирает мама - значит, мама придёт за мной сегодня» ещё не появилась. Поэтому можно придумать некий ритуал прощания, за которым всегда следует кратковременное расставание с мамой, а потом её возвращение. Неважно каким будет этот ритуал – можно «поцеловаться носами», а потом 4 раза чмокнуть левую щёку, можно похлопать друг друга по ладошкам, а потом сказать «кукареку», можно попрыгать сначала на одной ноге, держась за руки, а потом на другой, в общем, это дело Вашей фантазии, самое главное, чтоб Вы ввели этот ритуал хотя бы за месяц до прихода в детский сад, и каждый раз, уходя в магазин и оставляя ребёнка с бабушкой, или, выходя из квартиры к соседке за солью, Вы использовали этот ритуал. Чтобы у ребёнка появилась связка "мы с мамой (папой, бабушкой) машем сначала одной рукой, потом другой рукой, потом говорим пока-пока и три раза подпрыгиваем – после этого мама (папа, бабушка) уходят – а потом они обязательно возвращаются". 

Я искренне надеюсь, что мои советы помогут Вам и Вашему ребёнку как можно мягче влиться в коллектив детского сада. А мы с моей сменщицей, со своей стороны обещаем, что постараемся создать Вашему ребёнку наиболее комфортные условия пребывания в ДОУ. Я верю, что вместе с Вами мы сможем сделать так, чтобы каждый наш ребёнок чувствовал себя в садике как дома. Спасибо за внимание,

с уважением, воспитатель Фёдорова Екатерина Алексеевна.