Статья напечатана в научном издании "Инновации в дошкольном образовании: от инновационных идей к инновационному поведению", сборник статей по материалам III городской ярмарки педагогических инноваций дошкольных работников 14 апреля 2016 года.

 

Создание вариативной образовательной программы «Мы россияне».

 

Е. А. Фёдорова

ГБДОУ детский сад № 12

Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга

 

 

Представляем Вашему вниманию опыт разработки вариативной образовательной программы «Мы россияне» в детском саду № 12  Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

Приоритет нашего учреждения – художественно-эстетическое развитие воспитанников, что, с учётом расположения учреждения в самом сердце Санкт-Петербурга, сделало петербурговедение  неизбежным лейтмотивом образования в детском саду. Всегда мы проводили экскурсии, совместную деятельность, праздники, досуги, игры и т.д., посвящённые нашему городу. В рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования необходимым  условием стало написание вариативной программы, которая бы систематизировала нашу работу.

Нами была написана вариативная программа «Мы россияне» основной идеей, которой стало знакомство детей с культурными традициями России в целом и Петербурга в частности через художественно-эстетическое развитие.          Программа делится на три части, в соответствии с возрастом детей – первая часть программы, реализуемая в младшем возрасте, знакомит детей с культурными традициями русского народа. Через чтение фольклорных произведений, творческую, театрализованную деятельность и игры дети попадают в мир русского народа. Для детей средней группы была разработана вторая ступенька программы, названная « Я - Адмиралтеец». Учитывая возраст детей, вся эта часть построена на принципе наглядности. Всё, о чём рассказывается детям, они могут увидеть, потрогать. В этой части мы знакомим детей с памятниками архитектуры и истории, расположенными  в шаговой доступности от детского сада. Практически вся вторая ступенька построена на небольших по объему миниэкскурсиях, проводимых в начале прогулки. Детям предлагается рассматривание памятника, сравнение его с соседними памятниками и зданиями. Педагоги побуждают ребёнка искать общие и различные характеристики разных объектов архитектуры. Третья ступень программы рассчитана на разновозрастную (старшую и подготовительную группу детского сада). У этой ступеньки есть два варианта обучения по программе (год первый и год второй), чтобы дети, которые проводят в этой группе два года (старший и подготовительный возраст) не слушали одно и то же, а обогащались знаниями полноценно, вплоть до окончания дошкольного периода детства. В этой ступени детям предлагается уже не только рассмотреть памятник архитектуры, но и узнать некоторые исторические и культурные предпосылки его постройки в нашем городе. Значительно расширяется познавательная часть ознакомления с Петербургом. Программа строится не в соответствии с географическим положением (что ближе к детскому саду) рассматриваемых объектов, а в соответствии с их историческим появлением на карте города.

 Целью программы является формирование у ребёнка понимания того, что он житель огромной страны, прекрасного города. Приобщение ребёнка к социокультурным нормам, ценностям, традициям России и Петербурга.

Для этого программа решает ряд образовательных и развивающих задач. К первым относится, несомненно, ознакомление детей с историей и культурой России и Петербурга, расширение и углубление знаний детей о различных видах искусства. Ко вторым можно отнести развитие умения видеть прекрасное, выражать свои эмоции, развитие творческих способностей, фантазии, пространственного воображения.

Актуальность программы состоит в том, что она способствует ознакомлению детей с историей и культурой родной страны. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования, одним из принципов дошкольного образования является приобщение детей к традициям семьи, общества и государства. Мы, петербуржцы, живём в одном из исторических и культурных центров России, городе, история  которого тесно переплетается с историей государства. Таким образом, именно ознакомление с культурой, историей, архитектурой Санкт-Петербурга может дать детям необходимое им понимание связи между их собственным я, их семьёй, городом, государством.

Программа реализуется в рамках пяти образовательных областей.

В области познавательного развития программа «Мы россияне» знакомит детей с историей и культурой родной страны и родного  города, даёт представление о социокультурных ценностях народа, активизирует познавательные интересы детей.

В области художественно-эстетического развития программа направлена на развитие эстетического вкуса детей, умения видеть прекрасное, умения выражать своё видение в разных видах творчества.

В области социально-коммуникативного развития программа «Мы россияне» способствует включению детей в систему социальных отношений, пониманию своего места в обществе.

В области речевого развития программа способствует развитию умения выражать свои мысли, описывать эмоции.

В области физического развития программа знакомит детей с различными подвижными играми (народные игры, игры с правилами), видами спорта, знаменитыми спортсменами, которые вложили в копилку побед города Санкт-Петербурга и России неоценимый вклад.

Педагогическая целесообразность программы состоит в направленности программы на формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, что является одной из задач, которая определяется федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Главной отличительной особенностью нашей программы является то, что в ней учтено расположение нашего детского сада. Мы находимся на Адмиралтейской набережной, детский сад занимает третий этаж здания – памятника архитектуры федерального значения. Напротив детского сада находятся Меншиковский дворец, Кунсткамера, здание Двенадцати коллегий, здание Академии наук. Прогулка проходит в Александровском саду, недалеко от Медного всадника и Исаакиевского собора.

В основе нашей программы лежат следующие принципы:

1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуального развития каждого ребёнка, поддержка активности ребёнка в выборе образовательного материала (принцип индивидуализации образования).

2. Принцип развивающего взаимодействия детей и взрослых.

3. Принцип поддержки инициативы детей в выборе наиболее подходящего вида деятельности.

4. Принцип учёта возрастных особенностей детей.

Возраст детей, на которых рассчитана наша программа от трёх до семи лет.

В работе с детьми, мы используем следующие образовательные формы: экскурсии, беседы, творческая деятельность (рисование, конструирование, моделирование, лепка, аппликация), чтение художественной литературы, театрализованные, сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры, экспериментирование, досуги и праздники.

         Режим реализации программы: для младшей группы организуется непрерывная образовательная деятельность один раз в неделю в течение 15 минут. В зависимости от планирования это может быть ознакомление с художественной литературой, театрализованная деятельность, творческая деятельность. Для детей 4-5 лет НОД организуется также один раз в неделю, соответственно возрасту – 20 минут. Чаще всего это творческая деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование). Также для детей средней группы раз в неделю проводятся экскурсии. Для разновозрастной (старшей и подготовительной) группы НОД проводится 2 раза в неделю. Первая образовательная деятельность это беседа, ознакомление с художественной литературой или экспериментирование. Вторая – художественное творчество (рисование, конструирование, лепка, аппликация). Для этой группы также раз в неделю мы проводим экскурсию. В организации всех НОД учитываются гендерные особенности детей, особенности их индивидуального развития. В непрерывной образовательной деятельности используется музыкальное сопровождение, литература, театрализация, что позволяет сделать образовательную деятельность яркой и запоминающейся для ребёнка. Также для этой цели в программе широко используются прогулки, экскурсии, мини экскурсии, наблюдение. Проведение различных видов игр соответственно тематике помогает детям понять и запомнить материал с максимальной результативностью.

Ожидаемые результаты освоения программы соответствуют следующим целевым ориентирам федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

1. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к  разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

2 Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в  разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

Для первого ориентира результатом по окончании младшей группы является показатель: ребёнок с радостью участвует в постановках любимых сказок, сопереживает положительным героям, отождествляет себя с ними. Для средней группы показателем будет, если ребёнок с радостью рассматривает архитектурные ансамбли города, понимает, что это его родной город, гордится Санкт-Петербургом. Для детей 5-6 лет мы хотим в этой области достичь того, что ребёнок поймёт, что Санкт-Петербург не только красивый город, сумеет увидеть и почувствовать красоту, но будет отождествлять себя с ним, понимать, что это его малая Родина, гордиться и соответствовать прекрасному словосочетанию «Я-петербуржец, патриот своей Родины - России». И на выпуске из детского сада мы бы хотели, чтобы ребёнок гордился своим городом, историей своей страны и родного края.

Для второго ориентира по окончании младшей группы мы бы хотели выделить показатель: ребёнок с помощью взрослого может использовать элементы народного творчества в своих работах, чтобы он может «додумывать» сказки, рисунки, иллюстрации. Для средней группы показателем будет, если ребёнок сможет мысленно «дорисовать» здание, памятник, представить себе как оно или он может выглядеть. Для детей 5-6 лет мы бы хотели, чтобы ребёнок представлял себе кто такие художники, архитекторы, что такое архитектура. И, наконец, по окончании детского сада мы надеемся, что ребёнок сможет представить себя представителем творческой профессии, и в своей деятельности (творческой, игровой) отразить деятельность архитектора, художника, скульптора, режиссёра.

         Поэтому воспитание подлинного петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающего силы к его развитию и процветанию – важная задача, стоящая перед педагогами.

         В основе воспитания маленького петербуржца положен взгляд на Санкт-Петербург, как на мир особой культуры, художественное целое, социально- пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательный потенциал. Ведущая идея при этом: восприятие, сохранение и развитие духовной культуры Петербурга – Ленинграда как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение.

 

Использованная литература:

1. Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».